Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

"Получить адреналин, обменяться эмоциями". Три российских уличных театра

11 февраля, 8:00 UTC+3

Уличный театр — самый древний вид театрального искусства, он всегда был демократичным и с основной целью — веселить и бедняка, и богача. А еще уличный театр — интерактивный, веселый и свободный

Поделиться
Материал из 1 страницы
Артисты театра "СоЛу" Аня, Саша, Игорь, Артур, Александр и Лена

Артисты театра "СоЛу" Аня, Саша, Игорь, Артур, Александр и Лена

© Сергей Коньков/ТАСС

Один из видов уличного театра — театр на ходулях. Казалось бы — зачем они и что на них можно делать? Оказывается, всё! Падать, вставать, прыгать, танцевать и, конечно, выступать перед зрителями. Ходулист не бывает незаметным, а когда их много — получается театр. Сегодня традиции уличных представлений сохранили не многие. Мы расскажем о трех не очень обычных театрах нашей страны.

Санкт-Петербург, театр "СоЛу"

Маша Плаксина — режиссер. Сколько себя помнит, всегда любила импровизацию, театр, уличное театральное движение. И в какой-то момент решила документально оформить то, чем занималась просто по велению души вместе с такими же, как она сама.

Так четыре года назад и появился в Санкт-Петербурге театр праздника "СоЛу" — сокращенный вариант от названия спектакля — противостояния двух светил "Карнавал Солнца и Луны", который стал их визитной карточкой на фестивалях уличных театров.

Актеры говорят, что "СоЛу" — один из немногих в городе театров, где чудесным образом сочетаются актерское мастерство, цирковое искусство, эстрада, ярмарочный балаган, импровизация и взаимодействие с публикой. Актеров 12, возраст и профессии у них разные, в туппе есть и профессионалы, но одно у всех общее: все они смогли сохранить в себе ребенка.

Трижды в неделю у артистов тренировки и постановка спектаклей, а еще — участие в городских праздниках и корпоративах, иногда просто выход на улицу — чтобы обменяться эмоциями с прохожими.

"Ходули — это один из главных инструментов, он позволяет актеру быть заметным в толпе и сразу привлечь к себе внимание, а для артиста это своеобразный психофизический тренинг, потому что на ходулях выпрямляется спина, меняется походка, внутреннее ощущение себя, а для кого-то это еще и борьба со страхом высоты и падения", — поделилась режиссер.

Маша вспомнила, как в театр пришла девушка — таких еще называют пацанками, а после нескольких тренировок на ходулях она стала невероятно женственной. Появилась уверенность в себе, изменились походка и голос, что помогло затем играть совершенно другие роли.

А на ходулях здесь ходят не только Солнце и Луна, но и новогодняя Елка, Петр Первый и поэт Пушкин. Все они перед этим учатся ходить, прыгать и танцевать на ходулях и, конечно, правильно с них падать, чтобы избежать травм.

Ходулисты — не просто актеры, их мастерство сложнее, считает Маша. "Работать приходится в особых обстоятельствах: в любую погоду и в окружении самых разных людей. Нужно не только передать свой образ, но и предвидеть реакцию окружающих, особенности их поведения, специфику места", — говорит Плаксина.

Самая сложная основа для ходуль — тротуарная плитка в дождь. Зимой предусмотрены специальные накладки и шипы, предотвращающие скольжение. Однажды театр даже участвовал в празднике северян "Буран-дей" в Нарьян-Маре, где актеры передвигались по льду реки.

Ходули — инструмент строго индивидуальный. Кому-то удобно держать ногу над ходулей, у кого-то основа сбоку. Виктор Васильев, в прошлом юрист, много лет увлекался экстремальными видами спорта и свои ходули придумал и усовершенствовал сам.

"Конструкция зависит от роста человека, телосложения, длины стопы и особенностей строения голени. Иногда на ходулях приходится ходить несколько часов, поэтому они должны быть удобными", — поделился мастер.

Его ходули сделаны из алюминия, их можно разбирать и регулировать по высоте. В целом высота ходуль может быть от 60−70 см — все зависит от решительности актера. Это для выступления. А во время репетиции артисты могут использовать всякие ходули — деревянные, металлические, на липучках, с разными креплениями. 

Для биолога Игоря ходули внезапно оказались другим ощущением себя, источником драйва, а вот продавец-бухгалтер Саша пришла в театр сознательно, увидев ходули на фестивале уличных театров. "Мне кажется, я на них неуязвима, — говорит Саша, пританцовывая. — Я была замкнутая, а на ходулях могу делать что угодно — ходить, танцевать, баловаться, приставать к людям". Иногда Саша просто так гуляет на ходулях по Невскому проспекту.

"Уличный театр и уличный спектакль очень отличается от традиционного, куда зрители приходят, настроенные что-то смотреть. На улице необходимо привлечь их внимание, заинтересовать, создать особую атмосферу", — говорит Маша.

Спектакли у театра разные: в "Карнавале Солнца и Луны" о космических тайнах рассказывают с помощью отдельных цирковых номеров, в "звуковых" спектаклях актеры читают свои авторские сказки, есть постановки в жанре клоунады.

"Это открытый жанр, который позволяет получить адреналин, обменяться эмоциями, потому что улица очень спонтанна, а люди реагируют по-разному", — рассказала режиссер. Хотя зрители на артистов, как правило, реагируют позитивно.

Крым, Евпатория. Театр "Шоу великанов"

"Жизнь без праздников проходит машинально" — такой девиз уже почти 20 лет звучит в крымском театре на ходулях из уютного курортного города Евпатории. За годы работы артисты театра подарили радость не только российским, но и зарубежным зрителям. Называется театр "Шоу великанов", занимаются в нем дети начиная с семи лет.

Конечно, им не сразу вручают двухметровые ходули: запрещено по технике безопасности, да и не справятся семилетние с громоздким реквизитом. Учатся сначала на 50-сантиметровых ходулях, затем переходят на 80 см, метр двадцать и так почти до двух с половиной метров. Худрук театра Виктор Арихин шутит, что обычные люди давно уже кажутся ему коротконогими.

В 2001 году, когда коллектив только формировался, в его составе, говорит Арихин, в основном были взрослые — от 20 до 30 лет. "Им очень хотелось сразу встать на ходули и выйти, так сказать, на публику, но не тут-то было. Набивали синяки и шишки, ломали руки и ноги, падая с высоты. Как говорится, поспешишь — людей насмешишь", — вспоминает он.

Уже позже, основываясь на этом опыте, руководитель театра пришел к выводу, что необходимо привлекать детей — потому что привыкаешь к ходулям постепенно, а адаптируются дети быстрее, воспринимая это как забаву или хобби.

"Спустя год-два они уже чуть ли не целый день на ходулях: ходят по набережной, по городу, болтают и чувствуют себя абсолютно комфортно. Не снимешь их с высоты никакими коврижками", — улыбается Арихин.

Театр сформировался на базе городского дворца культуры, помогли в этом коллеги из немецкого Людвигсбурга, города-побратима Евпатории, в частности немецкий хореограф Райнер Киттель, с которым коллектив дружит и сейчас.

Театр был более чем в 15 странах мира, в том числе Германии, Испании, ОАЭ, Катаре, Польше, Турции, Франции. После воссоединения Крыма с Россией "Великаны" востребованы и в российских городах — от Москвы до Сахалина. Конечно, и внутри республики ни одно крупное мероприятие без труппы не обходится. В 2015 году театр получил звание "Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации". 

В репертуаре театра несколько десятков номеров — от пятиминутных миниатюр до масштабных постановок, в которых участвует вся труппа — около 50 человек. В выступлении с хором имени Пятницкого в Москве под песню "Я на печке молотила" участвовали 36 артистов, воспроизводивших русские пляски.

Музыкальное сопровождение подбирают тщательно: это русские, украинские мелодии, классические произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича. Арихин рассказывает, что именно они впервые исполнили вальс №2 Прокофьева.

"Это очень впечатляет, когда под аккомпанемент оркестра вальсируют великаны в бальных нарядах. Не хочу хвастать, но мы в некотором роде выступаем и популяризаторами отечественной, классической, иногда незаслуженно забытой музыки", — отмечает он.

Костюмы для выступлений шьют сами, в своей пошивочной мастерской.

Зрители воспринимают спектакли очень хорошо, снимают номера на мобильные и не остаются равнодушными. Когда худрука спрашивают об их возрасте, он всегда отвечает: "От двух плюс и до 99 минус". Крымские "Великаны" к тому и стремятся: чтобы праздник был каждый день и для всех возрастов.

Москва, BSTheatre, или "Черный квадрат"

"Черный квадрат" создали в 2010 году два артиста — Всеволод Соколов и Василий Жильцов. Название взяли из своих псевдонимов — "черный" и "квадратик". Когда-то оба играли в одном из первых уличных театров "Огненные люди". Но, как говорит PR-менеджер театра Мария Плотникова, "когда стало творчески тесно в одном коллективе, пришло на ум создать другой". "Черный квадрат" сейчас — это команда акробатов, мимов, жонглеров и представителей многих других цирковых профессий, которые любят удивлять публику нестандартными перформансами.

С 2010 года театр дал более 2000 представлений по всему миру, а труппа выросла до 20 человек. И это не предел, ведь мастерству уличного актера не учат в вузах, так что артисты всегда нужны. "Есть люди-самородки, которым просто дано. А есть те, кто приходит к нам, и если мы видим в них потенциал и желание работать, мы им помогаем развиваться, чтобы вместе творить дальше", — говорит Плотникова.

Главное отличие "Квадрата" — свое световое шоу Neonshow project: выступления идут в полной темноте. "Когда мы начали экспериментировать с жанрами, появилась идея создать новое световое шоу, — рассказывает Плотникова. — Раньше работали только с огнем, но появились новые технологии — неоновые шнуры, LCD-панели, стаффы, веера, то есть реквизит, который не требует огня. Появилась возможность сделать шоу, которое можно показать в помещении, которое будет безопасно для зрителей и откроет новые горизонты. Так в 2015 году появилось наше первое неоновое шоу "Вперед в прошлое".

Сейчас коллектив готовится представить полноформатное неоновое представление — "спектакль, который будет рождаться из темноты", добавила Плотникова.

"Черный квадрат", как правило, выступает на фестивалях или праздниках, активно участвует в крупнейших смотрах страны в Архангельске и Перми. "Артисты востребованы везде, потому что это такой жанр, который помогает создать настроение на празднике и вносит некую изюминку", — поделилась Плотникова.

В репертуаре труппы есть жизнерадостная сказка "Автобус чудес", где артисты разъезжают в "волшебной" машине, показывая свои сказочные выступления про эльфов. "Изначально родилась идея большого перемещающегося по городу автобуса, из которого периодически выглядывают персонажи. Это задумывалось не как спектакль, а как некий перформанс", — рассказывает Плотникова. Но в итоге вышел полноценный спектакль про гномов из дальних лесов Сибири, которые заряжаются светом и теплом.

"В автобусе что-то происходит, кто-то шевелится, звучит музыка. А потом из него начинают выходить артисты. И зрители постепенно втягиваются. У нас были случаи, когда на улице минус 20, но люди стоят с детьми и смотрят", — добавила Плотникова. "Черный квадрат" делает все, чтобы прямо в центре города происходила магия, которая заставит остановиться любого. К тому же артисты часто вовлекают в спектакли зрителя: приглашают оживить огромного светящегося Голема или познакомиться с неоновой собакой Лучиком, которая покатает всех желающих.

В Москве театр каждый год выступает на фестивале "Путешествие в Рождество", несмотря на морозы и гололед, опасный для ходулистов. "Возможно все, было бы желание. Да, это бывает опасно, но когда набираешься опыта работы на ходулях, привыкаешь к реалиям русской зимы. Все артисты немного волшебники, это особый вид волшебства", — добавила собеседница.

Наталья Королева, Сергей Павлив, Кадрия Садыкова

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!