Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Посол РФ в Македонии: вступление республики в НАТО ничего хорошего не сулит

9 февраля, 15:30 UTC+3 Иванов, Гёрге
Поделиться
Сергей Баздникин

Сергей Баздникин

© Пресс-служба посольства России в республике Македонии

Посол России в Скопье Сергей Баздникин рассказал в специальном интервью ТАСС о возможных последствиях вступления Македонии в НАТО и ЕС, нагнетании русофобии со стороны Запада, а также ответил на вопрос соцсетей, где он находился во время голосования в парламенте республики по конституции

— НАТО 6 февраля подписала протокол о вступлении Македонии в альянс. Какова реакция России на перспективу присоединения к НАТО еще одной балканской страны?

— Позиция России в отношении расширения НАТО, в том числе на Балканах, хорошо известна.

Несмотря на все заявления о том, что этот процесс не направлен против нашей страны, реальные дела говорят об обратном: к нашим границам все ближе подступает военная инфраструктура альянса, официально рассматривающего Россию в качестве своего основного противника. Вкупе с воинствующей и все более агрессивной риторикой натовских "ястребов" — а именно они сегодня "делают погоду" в альянсе — ничего хорошего это, конечно же, не сулит.

Македонское руководство не раз, в том числе публично, заверяло нас в том, что стремление Скопье в НАТО, дескать, не имеет антироссийского подтекста. И у нас нет оснований сомневаться в искренности наших македонских партнеров. Проблема в том, что, вступив в альянс, они будут вынуждены принимать решения, сообразуясь не со своими национальными интересами, а с принципами "атлантической солидарности", по сути, не оставляющими им свободы действий.

— По вашей оценке, в какой перспективе теперь можно ожидать вступления Македонии в Евросоюз?

— Этот вопрос, конечно, было бы уместнее задать властям самой Республики Македонии или соответствующим структурам Евросоюза. Но мне кажется, что ответа на него не знают и они. В Скопье надеются, что решение о начале вступительных переговоров может быть принято в июне нынешнего года. Даже если это так, то длительность переговоров будет зависеть от целого ряда факторов, причем усилия македонской стороны — лишь один из них.

Создается впечатление, что перспектива вступления в ЕС многие годы использовалась — и думаю, еще долго будет использоваться — в качестве своего рода “морковки”, позволяющей Западу вести Македонию, да и другие страны региона в нужном им направлении, а по сути, навязывать им свою политику, которая, кстати, далеко не всегда отвечает их собственным национальным интересам.

— Как в Македонии, так и в Греции есть политические силы, которые не поддерживают Преспанское соглашение. Могут ли сохраняющиеся разногласия по этому вопросу дестабилизировать ситуацию в Македонии и регионе в целом?

— Не столько политические силы, сколько народ. Ведь посмотрите — почти две трети населения бойкотировали 30 сентября 2018 года референдум об отношении к Преспанскому соглашению, так сказать "ногами" проголосовав против навязанного извне договора. Это свидетельствует о том, что раскол в македонском обществе усилился. Разумеется, это не может не иметь долгосрочных негативных последствий в столь взрывоопасном регионе как Балканы.

Мы, разумеется, никоим образом не заинтересованы в дестабилизации ситуации — будь то в Республике Македонии или в балканском регионе — как бы нас не пытались в этом обвинять. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что Преспанское соглашение заключено с серьезным нарушением норм внутреннего и международного права, другими словами, выходит за пределы правового поля. Оно вряд ли сможет быть инструментом достижения справедливого, устойчивого и долгосрочного решения проблемы государственного наименования Македонии. Наоборот, как не раз подчеркивал президент Македонии Гёрге Иванов, вместо решения одной старой проблемы Преспанское соглашение может создать много новых.

— Запад не перестает обвинять Россию во вмешательстве во внутренние дела балканских стран. Влияют ли такие заявления на отношения Скопье и Москвы? Насколько подвержены македонские политики западному влиянию?

— Отдельные страны Запада во главе с США действительно нагнетают русофобию по всему миру, стараются втянуть в свою пропагандистскую орбиту как можно больше стран, в том числе, упирая на все ту же пресловутую "атлантическую солидарность", о которой я уже говорил выше. Такие попытки мы видели и здесь. Одним из практических проявлений этой оголтелой кампании стала высылка из Скопье российского дипломата в марте прошлого года — и снова из солидарности по так называемому делу Скрипалей.

При этом никаких "доказательств" российского вмешательства во внутренние дела Республики Македонии нет и быть не может — нельзя найти кошку в темной комнате, если ее там нет. В последнее время это признают и в Скопье.

Рассчитываем, что македонские политики смогут противостоять давлению и на практике докажут, что их заверения насчет заинтересованности в поддержании дружественного характера отношений с Россией не просто слова.

— Российская позиция заключается в том, что тема переименования Македонии может быть рассмотрена Совбезом ООН. Намерена ли Москва поднять этот вопрос в СБ?

— Мы исходим из того, что резолюция Совета Безопасности ООН 845 (1993) содержит прямое поручение Генеральному секретарю ООН доложить Совету о ходе урегулирования вопроса государственного наименования Македонии. Это поручение, безусловно, должно быть исполнено — решения СБ ООН, как известно, обязательны для всех. Когда это произойдет зависит от множества факторов, в том числе технического и организационного характера.

— Посол Македонии в РФ ранее сообщал, что российская дипмиссия в Скопье планирует пополнить и даже расширить свой состав после высылки дипломата из-за "дела Скрипалей". Вы можете подтвердить эту информацию?

— Расширение штата сотрудников посольства России в Скопье в наши планы не входило и не входит. Наш коллектив вполне справляется с возложенными на нас задачами по осуществлению внешнеполитического курса в существующем, кстати, весьма небольшом составе.

Что касается персональной замены высланного дипломата, то это нормальная практика. Такая замена уже произведена.

— Планируются ли в ближайшее время двусторонние визиты официальных лиц России и Македонии?

— Визиты, особенно на высоком уровне, требуют тщательной подготовки, проработки практических тем для переговоров, проектов документов, которые могут быть подписаны в ходе визита.

Надеемся, что по мере возвращения внутриполитической ситуации в Республике Македония в нормальное русло мы сможем начать предметное обсуждение с нашими партнерами повестки дня российско-македонского взаимодействия. По итогам этой работы и будет определяться возможный график двусторонних контактов.

— Есть ли планы у Москвы и Скопье по расширению экономического сотрудничества? Могут ли планы по евроинтеграции страны сказаться на совместных с Россией проектах?

— С македонскими партнерами мы едины в констатации того, что наращивание экономического сотрудничества в полной мере отвечает интересам народов наших стран. Стараемся выстраивать двусторонние отношения так, чтобы торговля, инвестиционное взаимодействие, деловые связи оставались свободными от политической конъюнктуры.

Потенциал российско-македонского экономического сотрудничества велик, и он далеко не исчерпан. Мы видим множество областей, в которых наши хозяйствующие субъекты могут эффективно взаимодействовать на основе обоюдной выгоды и принципов партнерства — это и энергетика, и транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, туризм и многие другие.

Стремление Республики Македонии интегрироваться в Евросоюз аллергии у нас не вызывает. Надеемся, что этот процесс, как нас заверяют македонские партнеры, не окажет негативного воздействия на качество и интенсивность сотрудничества с Россией.

— Сообщалось, что во время голосования в парламенте Македонии по вопросу об изменениях в конституции, необходимых для смены названия страны, в здании находился американский посол в Скопье. Ряд российских СМИ в соцсетях задавались вопросом, где в этот момент находился посол России? Могли бы вы в День дипломатического работника приоткрыть завесу тайны и рассказать, где находился в тот момент глава российского диппредставительства?

— Никакой тайны здесь нет. Я находился в своем рабочем кабинете и вместе со своими сотрудниками внимательно следил за разворачивающимися событиями по македонскому телевидению, которое периодически давало прямые включения, и тем же социальным сетям. А то, что происходило тогда в парламенте Республики Македонии, действительно, беспрецедентно. Методы, с помощью которых "сколачивалось" требуемое квалифицированное большинство (прямой шантаж, угрозы и подкуп депутатов) еще раз показывают, насколько пренебрежительно и цинично относится на практике Вашингтон к тем "демократическим ценностям", о которых не стесняется трубить по всему миру.

Беседовал Иван Колыганов

Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!