Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Глава Федерации компьютерного спорта России: наша страна богата спортсменами-самородками

30 августа 2018, 10:56 UTC+3
Поделиться
Дмитрий Смит

Дмитрий Смит

© Пресс-служба ФКС России

Включение киберспорта в программу летних Олимпийских игр является одной из наиболее обсуждаемых тем в рамках олимпийского движения. Такую перспективу не исключает и президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах. Глава Федерации компьютерного спорта России (ФКС России) Дмитрий Смит в интервью ТАСС рассказал о развитии индустрии в стране и мире, возможностях для людей с особенностями здоровья и о том, почему киберспортсменам важно поддерживать хорошую физическую форму. 

 Во многих видах спорта сейчас стартуют сезонные соревнования. А есть ли сезонность в киберспорте?

— Сезонность с точки зрения многих других видов спорта традиционная — "весна — осень" с перерывом на Новый год и летние каникулы. Но это я больше говорю о массовом формате, а если иметь в виду спорт профессиональный, то здесь надо уходить в конкретику. Если в LOL (League of Legends — ролевая видеоигра с элементами стратегии — прим. ТАСС) сейчас межсезонье, то в Dota2 (жанр многопользовательской онлайновой боевой арены — прим. ТАСС) самый главный момент уже наступает — это The International (турнир состоялся с 20 по 25 августа в канадском Ванкувере — прим. ТАСС). Если же мы говорим о массовых соревнованиях, которые проводит наша федерация, то это традиционный формат, и на осень, например, у нас очень много мероприятий запланировано. 

 Какие выделите?

— Уже дан анонс Кубку России, который будет открытым, и в нем смогут принять участие иностранные граждане — здесь прежде всего речь идет о жителях стран СНГ. Кроме того, у нас достаточно большое количество людей и из Европы, даже из Новой Зеландии ребята участвуют. В этом смысле компьютерный спорт практически не признает границ. Если мы говорим про другие соревнования, то в первую очередь мы будем запускать совместно с Российским футбольным союзом (РФС) чемпионат России по интерактивному футболу.

Планируем в этом году осенью запустить школьную лигу по интеллектуальным видам спорта и компьютерному спорту, но этот проект мы пока не анонсировали. Соревнования будут проводиться совместно с Российской шахматной федерацией, мы уже подписали на эту тему соглашение. Естественно мы запускаем и очередной сезон Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, которая у нас проходит уже несколько лет. 

 Какие основные стратегические задачи на ближайшее время стоят перед федерацией?

— Главной задачей нашей федерации является построение школы спортивного резерва. Россия очень богата самородками — ребятами, которые сами достигли определенных высот мастерства. Как показывает практика, таких людей много, но недостаточно для того количества, которое требуется на рынке профессионального киберспорта. Сейчас в России есть уже порядка десяти клубов, а спортсменов им не хватает. Поэтому мы работаем в том направлении, чтобы молодые таланты понимали и видели какой-то путь, лестницу в профессиональный спорт. 

— Заметны ли уже успехи в этом направлении?

— Да, первые успехи есть. Молодой человек в прошлом году в составе команды Санкт-Петербургского политехнического университета выиграл студенческие соревнования по Hearthstone (коллекционная карточная игра — прим. ТАСС), а в этом году занял первое место на чемпионате России. Думаю, что его ждет достаточно интересная карьера, к нему наверняка уже обратились с предложениями какие-то профессиональные коллективы. 

Мало у кого остаются сомнения, что компьютерный спорт — это спорт. Министр спорта РФ Павел Колобков в рамках Петербургского международного экономического форума очень серьезно отметил работу нашей федерации и даже ставил нас многим в пример в плане темпов развития.

Если говорить про компьютерный спорт в рамках мира, то здесь мы видим явный всплеск, но развитие идет в двух направлениях. Есть коммерческие турниры, например, тот же The International (проводится с 2011 года — прим. ТАСС). Параллельно с этим есть и официальные соревнования, как чемпионат мира, который ежегодно проводит Международная федерация киберспорта, членом который мы являемся. Вот и сейчас мы сформировали сборную, и в ноябре будем участвовать в соревнованиях на Тайване. 

Как, на ваш взгляд, сейчас обстоит ситуация с включением киберспорта в программу Олимпиад?

— Сейчас идет бурное обсуждение, как именно интегрировать компьютерный спорт в Олимпийские игры. Подчеркну, что вопрос не в том, стоит или не стоит, речь идет именно о том, как это сделать. 

 Возвращаясь к олимпийской тематике, надо сказать, что она стоит особняком, учитывая большое количество вопросов, которые висят в воздухе. Наверное, решение о включении киберспорта в программу Олимпиад все-таки пока отложено не на самую ближайшую перспективу?

— Как говорится, спешка хороша при ловле блох. Я занимаюсь этим вопросом 20 лет и понимаю, что это не очень много. Есть много людей, которые только сейчас узнают про киберспорт, и у них появляются завышенные ожидания, что за год-два все изменится радикальным образом. Но у нашего общества есть инертность, нельзя столь большие и важные процессы решать одним махом, здесь требуются исследование, изучение, обоснование.

Опять же — футбол, баскетбол, волейбол никому не принадлежат, а Dota и LoL принадлежат. И, допустим, Международный олимпийский комитет (МОК) говорит, что хочет Dota2 у себя, и чего? А Valve Corporation (американская компания-разработчик компьютерных игр, создавшая Dota2, — прим. ТАСС) ответит: "А зачем вы мне нужны?" Возникает необходимость договариваться, появляется масса новых вопросов, с решением которых торопиться нельзя. Я с большим непониманием отношусь к тем людям, которые говорят, что Томас Бах (глава МОК — прим. ТАСС) мог бы уже давно десять раз решить и двигаться. 

 Разговоры о сроках и прогнозах в этом плане — дело неблагодарное?

— Давайте так. Моя сугубо личная позиция, а ни в коем случае не мнение федерации, в том, что на Олимпийских играх 2024 года киберспорт так или иначе будет представлен. Но я даже не возьмусь прогнозировать, в каком виде. 

 Но понятно, что существует высокая вероятность того, что в итоге киберспорт будет представлен в измененном, даже урезанном виде, который может как-то не устраивать отцов этой дисциплины. Как вы относитесь к включению киберспорта в олимпийскую программу в таком формате?

— Это очень тонкий вопрос, и на него однозначного ответа, наверное, никто не даст. Давайте порассуждаем. С одной стороны, было бы, наверное, проще туда интегрировать FIFA и сказать, что вот аналог спорта. При этом ведь можно сказать, что это и есть киберспорт, а Dota2 и все прочее — ерунда. Такой подход будет простым, но я всегда призываю не принимать простые решения, потому что они всегда влекут за собой очень много негативных последствий. Если всему многомиллионному сообществу геймеров сказать, что на самом деле киберспорт — это что-то конкретное из всего, что у них есть, думаю, это сообщество будет негодовать. И наоборот, если мы сразу в первый раз постараемся туда запихнуть и Dota2, и Counter Strike (командный шутер от первого лица — прим. ТАСС), боюсь, что уже с обратной стороны будет невозможно это объяснить. 

 Какой выход?

— На мой взгляд, было бы оптимальным немного убрать в сторонку шутеры, файтинги как самую спорную сущность компьютерного спорта. А взять что-то более традиционное и спокойное, тот же вариант появления League of Legends мне кажется нормальным компромиссным вариантом. 

 В случае включения в олимпийскую программу киберспорта FIFA, она не будет смотреться странно на фоне параллельных соревнований по большому реальному футболу?

— Мне кажется, что люди, которые принимают решение, достаточно умные и опытные, чтобы не позволять себе принятие спорных решений. Там семь раз отмерят и только потом отрежут. Думаю, здесь более интересной перспективой является возможность инклюзивности компьютерного спорта. Например, мы у себя проводили соревнования мира уникальных геймеров. Это был турнир, где в том числе участвовали ребята с ограниченными возможностями, и это важный фактор. Компьютерный спорт помогает людям с такими сложностями почувствовать себя в равных условиях. 

 Как изнутри вашими коллегами, федерациями по другим видам спорта, оценивается деятельность ФКС России?

— Не могу сказать, что я пообщался со всеми [федерациями], но у тех, с кем удалось это сделать, подход очень позитивный. Но я бы сказал, что им немного обидно, потому что появляется некая новая сущность, которая становится столь массовой. Кто-то видит в нас потенциального конкурента и немножечко опасается, что мы всех уведем в виртуальный мир, а про реальную составляющую все забудут. Здесь я пытаюсь объяснять и приводить примеры тех же ребят из Virtus.pro (одна из самых титулованных российских киберспортивных организаций — прим. ТАСС). Они показывают, что в здоровом теле здоровый дух. Если киберспортсмен перестает заботиться о своей физической подготовке, то его игровые показатели сильно проседают. Подобная история была, например, и с шахматами, пока в определенное время не поняли, что элемент физической подготовки дал мощный толчок развитию этого вида спорта. 

 Как это работает в киберспорте?

— Если говорить про тех же "виртусов", то у них есть фитнес-инструкторы, которые составляют программу, в том числе физических тренировок, и следят за этим. Там же работают спортивные психологи. В общем, я стараюсь развеять тот миф, что мы тащим страну в какой-то непонятный виртуальный мир, где все забудут про то, как выглядит улица. С другой стороны, пытаюсь объяснить, что мы, наоборот, даем возможность через наши игры приобщиться к реальным процессам.

Неоднократно ведь было, что в один день соревнований ребята играют в FIFA (футбольный симулятор — прим. ТАСС) на приставках, а на следующие сутки те же участники играют в мини-футбол на поле. Как раз через игру люди выходят на реальный спорт, ведь чтобы быть профессионалом в той же FIFA, необходимо следить за этим спортом и понимать, кто что из себя представляет в реальном мире. Это только дает пользу развитию традиционных видов спорта, нас это устраивает. 

 Российская премьер-лига не будет представлена в этом симуляторе за исключением трех московских команд  "Спартака", "Локомотива" и ЦСКА. Отсутствовать в FIFA19 будет в том числе и мощный в нашей стране бренд санкт-петербургского "Зенита". Как это все может отразиться на развитии отечественного интерактивного футбола?

— Безусловно, для самого "Зенита" и других клубов, которые не вошли в новую FIFA, на мой взгляд, это имиджевая потеря. Они остались в стороне от большой истории игры. Для самой FIFA и киберспортсменов, которые ей занимаются, это несущественно. Да, это неприятно, но это досадная мелочь, не более того. Когда проводятся соревнования, ребята все-таки играют теми составами, которые набираются из различных команд, и в этих "дрим тим" не часто попадаются российские спортсмены. С другой стороны, надо понимать, что не так давно профессиональные футбольные клубы начали брать в свои составы киберфутболистов. И это неприятно, когда у клуба есть такой спортсмен, который не может играть за их команду, поэтому для самих клубов это очень существенная деталь в рамках современного развития и взлета интереса к интерактивному футболу.  

 А представители каких-либо клубов выходили на ФКС России с целью консультации по поводу своих действий после таких изменений в FIFA и возможных переговоров по лицензированию своих команд?

— С такой темой к нам не обращались. Обычно это делают по той теме, стоит ли брать в свой состав киберспортсменов, нужно ли ограничиваться только футболистом или все-таки расшириться. Смотрят на иностранных коллег и видят, что те берут спортсменов и по Dota2, и по LoL, и по гонкам. На такие темы к нам достаточно регулярно обращаются. 

 То есть идет погружение непосредственно в киберспорт, а не зацикливание на интерактивном футболе?

— Да. Здесь надо понимать, что интерактивный футбол — целевое направление для футбольных клубов. Но если мы посмотрим в целом на мировую тенденцию, то самые прозорливые клубы как раз расширяют свой спектр и двигаются дальше, не ограничиваясь только интерактивным футболом. 

 Получается, в этом смысле у наших клубов есть целое невспаханное поле?

— Несмотря на тот ажиотаж и многомиллионную аудиторию, которые уже сейчас есть, самому киберспорту очень мало лет. Он еще в состоянии развития, и есть много вещей, которые не устаканились, много вопросов, на которые нет ответов. С точки зрения спорта все только выстраивается, даже для наших коллег из Министерства спорта это сильно в новинку. Безусловно, многие из них понимают, что такое компьютерные игры, но осознать, что это спорт, совсем другой подход — очень тяжело. Тут оказывается, что это не просто развлечение, а есть команды, тренировки, соревнования, призовые фонды, международная федерация. Должно пройти определенное время, чтобы пришло это осознание и люди поняли, как интегрировать новую массовую социальную сущность в правила, по которым живет сейчас государство. 

 Какие трудности наиболее очевидны? 

— Я являюсь членом экспертного совета при Государственной думе, который был создан в этом году. Там мы тоже пытаемся понять, как лучше поступить с точки зрения законодательства, потому что компьютерный спорт с его многообразием очень сложно полноценно положить в существующие рамки. Главной болью является то, что традиционно команды собираются по географическому признаку, а тут первое место на недавнем KFC Battle по Dota2 занимает коллектив, где два человека из Казахстана, два из России и один из Украины. Тяжело. 

 Наверное, уже есть примеры профессионального прогресса киберспортсменов с ограниченными возможностями здоровья?

— Недавно была новость, что подписали двух известных киберспортсменов на крупные контракты, а один из них — человек с ограниченными возможностями. Более того, у нас на соревнованиях играл человек, у которого отсутствует часть правой руки. Этой рукой он нажимал клавиатуру, а левой держал мышку, и в Counter Strike он играл на уровне выше любительского однозначно. Я бы даже сказал, что на уровне полу-про. Эта команда заняла первое место, а этот человек, получается, не отчаялся и понял, что он может. Мне кажется, это хорошее направление, а киберспорт и на Паралимпийских играх займет достойное место. 

 — В любом случае ощущается, что киберспорт становится по-настоящему уникальной дисциплиной, которая открывает абсолютно новые аспекты в мире спорта. 

— Это новая сущность, массовое социальное явление. Аналогов ему не было до этого. Киберспорт ведь стал ответом на новые реалии. Мы же все больше уходим в цифровую экономику, цифровой мир. Но это все слова, а как выражается по факту? Большинство людей работают за компьютером, пользуются смартфонами, практически всегда находятся в информационном потоке. Дети, рождаясь, почти сразу в него погружаются. То, что для нашего поколения еще в новинку, нынешнее поколение воспринимает совершенно по-другому. Ему для успешности в этом мире нужны другие навыки и компетенции.

У меня два ребенка, и я отдаю сына на футбол, потому что для меня важно, что там он научится командному взаимодействию, управлению своим телом и т.д. Но точно так же и компьютерный спорт способен дать человеку те навыки, которые помогут ему стать успешным в нашем цифровом мире. Я за то, чтобы мы взращивали гармонично развитую личность с навыками жизни в современных реалиях и здоровым телом. 

 Скепсис в максимально общественном масштабе, на ваш взгляд, уходит? Пока все-таки исследования отношения к киберспорту, криптовалютам показывают, что многие не знают, не слышали или относятся со страхом. 

— Все в мире относительно. Когда я начинал двадцать лет назад, отношение было из серии "это все ерунда, ничего подобного нет, не выдумывайте". Потом было отношение "ладно, ребята развлекаются, какая-то новая молодежная история, бог с ним". Дальше появилось опасение, потому что это стало очень массово, значит надо срочно запретить и контролировать. Потом появилось осознание, что это уже произошло и надо как-то с этим взаимодействовать.

Сейчас превалирует скорее непонимание, как интегрировать эту сущность в наш мир и начать правильно взаимодействовать, чтобы это было не во зло, а на пользу. Мы пытаемся решать этот вопрос теми способами, которые нам доступны. Ищем новых партнеров, пытаемся найти те эффекты синергии, которые помогут этой сущности интегрироваться в мир без дополнительных потрясений. 

 Главное, что страх меняется этой заинтересованностью в том, чтобы все было гармонично. 

— В свое время большой вклад в это внес первый International, когда впервые прозвучала сумма $1 млн за первое место. Вот это для большинства людей на планете было взрывом мозга, уж извините за простоту слога. Впервые прочувствовали, что это стало чем-то серьезным, а дальше уже пошло развиваться. Сейчас уже $25 млн, а это колоссальные деньги. Даже если мы возьмем наш призовой фонд — 3,5 миллиона рублей — на Кубке России, то на любительских, непрофессиональных соревнованиях по другим видам спорта вы устанете искать подобные суммы. 

Беседовал Александр Бокулев

Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!