Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Центр компетенций НТИ создаст уникальные дроны-разведчики для беспилотных грузовиков

11 февраля, 13:54 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 11, февраля. /ТАСС

Разработчики отмечают, что грузовые автомобили с функцией разведки местности будут незаменимы для служб спасения

Поделиться
Материал из 1 страницы
Экспериментальная лаборатория Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис

Экспериментальная лаборатория Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис

© Пресс-служба Университета Иннополис

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники, созданный на базе Университета Иннополис, разрабатывает беспилотный грузовой внедорожник на базе КамАЗа, который будет оснащен дроном-разведчиком для построения оптимального маршрута с учетом особенностей местности. Об этом ТАСС в понедельник рассказал руководитель центра, доцент Университета Иннополис Александр Климчик.

Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники, созданный на базе Университета Иннополис - один из 14 центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ). Их главная цель состоит в кооперации между научными организациями и индустриальными партнерами с целью применения фундаментальных научных разработок и идей в конкретных рыночных проектах. Помимо разработки беспилотного транспорта в задачи специалистов центра в Университете Иннополис также будет входить развитие промышленной робототехники, создание новых робототехнических решений для медицины и реабилитации, "умного дома" и разработка человекоподобных роботов и беспилотного транспорта. Оператор проекта Российская венчурная компания (РВК) осуществляет сопровождение и мониторинг деятельности Центра компетенций НТИ.

"Беспилотный внедорожник будет ориентироваться на актуальную информацию - видеоизображения местности с дронов, а не данные со спутников, которые могли устареть. Это позволит беспилотнику выстроить оптимальный маршрут в условиях бездорожья. Результатом станет экономия времени и топлива, которые тратятся на поиск путей объезда препятствий - рек, поваленного леса и других непроходимых участков. Наша разработка не имеет аналогов в мире", - говорит Александр Климчик.

Грузовые автомобили с функцией разведки местности будут незаменимы для служб спасения, считают разработчики. Технологии помогут спасателям работать эффективнее в случае наводнений и пожаров, когда проезд в какой-либо зоне ограничен. Разработкой уже заинтересовались коммерческие компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Прототип инновационной модели КамАЗа авторы проекта планируют представить уже в конце 2019 года.

15 тыс. новых роботов в год

Потенциальная потребность российского производственного рынка в интеллектуальных автоматизированных системах сегодня составляет около 15 тыс. новых роботов в год.

"Уровень плотности роботизации в России крайне низкий - три против среднемирового 78. Что это значит? В Южной Корее, например, количество роботов на 10 тыс. работников предприятия составляет порядка 600, а у нас всего три робота", - пояснил Климчик.

Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники будет развивать коллаборативную робототехнику - создавать роботизированные системы, взаимодействие с которыми будет максимально безопасно для человека. Сотрудник сможет корректировать выполнение операций манипулятора без риска получить травму и необходимости остановки конвейера. У небольшой компании, где процесс производства автоматизирован не полностью, такие машины будут иметь высокий спрос.

"При этом сами роботы не "убивают" рабочие места, а дают людям возможность переквалифицироваться, перейдя от выполнения монотонных задач к более интеллектуальным формам занятости. Роботы все равно требуют обслуживания, разработки программного обеспечения. Главный козырь робота - более качественное и точное выполнение монотонных операций, тогда как даже самый лучший сотрудник под конец рабочего дня теряет концентрацию и эффективность", - считает руководитель Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники.

Промышленные роботы

Специалисты Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники разрабатывают для рынков будущего системы для автоматизации производства, лишенные недостатков традиционных роботов.

"У шестиосевых роботов большинства производителей есть серьезный недостаток - высокая погрешность позиционирования, если робот выполняет операцию под большой внешней нагрузкой, например, перемещает тяжелый объект или в результате усилия, прилагаемого на фрезу при обработке металла. Эта погрешность возникает под действием двух факторов - имеющийся люфт в редукторах и деформация корпуса робота под большой нагрузкой", - говорит Артем Барахтин, генеральный директор компании "АРКОДИМ", входящей в консорциум центра.

Система, которую разработали представители компании "АРКОДИМ" совместно с Университетом Иннополис, предусматривает снятие и одновременную обработку показаний с двух энкодеров (датчики углового движения), один из которых установлен на валу внутри двигателя, второй - снаружи, на корпусе робота. Это наделяет систему способностью "чувствовать" отклонение от заданной траектории.

"Каждую долю секунды наша система будет сверять показания внутреннего и внешнего энкодеров. Робот сможет контролировать выполнение задачи и корректировать траекторию в случае отклонения", - пояснил Барахтин. Создатели промышленных роботов работают над решениями для систем, где погрешность возникает из-за провисания или натяжения тросов - так называемых тросовых роботов (cable robots).

Бесконтактная медицина и роботы: сможете ли вы отличить фантастику от реальности?

"Когда рабочая зона тросового робота составляет десятки метров, а масса перемещаемой рабочей площадки достигает сотен килограммов, погрешность работы системы становится критической. Наш подход позволяет обеспечить сохранение пределов погрешности, установленной производителем робота", - заключил эксперт.

Увеличение точности движения площадки, которую перемещают тросы, позволит эффективно использовать подобные системы для стыковки или покраски крупногабаритных объектов, например корпусов кораблей и самолетов, а также в строительстве дорог для проекта "Новый шелковый путь" или 3D-печати зданий, считает Барахтин.

Автономный транспорт

Отдельные функции беспилотных систем транспорта уже используются в современных автомобилях. Система помощи ADAS 3.0 (Advanced Deriver Assistance Systems), к примеру, позволяет машинам удерживать дистанцию, двигаться в границах полосы и даже автоматически перестраиваться в случае резкого изменения ситуации на дороге. Автомобиль уже способен распознавать дорожные знаки и подсказывать водителю, какой скоростной режим выбрать.

"В своих проектах мы стремимся создать автомобили четвертого, пятого уровней автономности, когда беспилотник сам принимает решения на дороге. Мы сделали реверс-инжиниринг ("обратное проектирование" - исследование готового устройства на предмет незадокументированных возможностей, - прим. ТАСС) автомобиля Kia и смогли создать систему, которая полностью управляет автомобилем. Алгоритмы действий были отработаны в реальной среде", - рассказывает Александр Климчик.

Разработка Университета Иннополис участвует в технологическом конкурсе Up Great "Зимний город", который организуют РВК, АСИ и Фонд "Сколково". Финал состязания беспилотников пройдет в декабре 2019 года, а команда- победитель получит приз - 175 млн рублей.

Беспилотники способны не только перевозить людей, но и транспортировать тяжелые грузы - к примеру, медикаменты, предназначенные для жителей недоступных для обычного транспорта территорий. Доставка посылок и корреспонденции в будущем тоже станет "беспилотной".

Беспилотный патруль - еще одно направление работы специалистов Университета Иннополис. Дроны будут перемещаться по заданному маршруту без участия оператора с джойстиком и выполнять конкретные задачи. Компании в сфере газового обслуживания смогут запускать беспилотники для мониторинга атмосферы на предмет утечек голубого топлива.

Дружественный интерфейс

На помощь человеку придут не только роботы-таксисты и беспилотные разведчики, но и интеллектуальные интерфейсы различных систем. К примеру, в большом мебельном магазине человек с помощью интерактивных подсказок на телефоне сможет выстроить маршрут движения по залам в поиске конкретных товаров и правильно разместить их в тележке. На промышленном складе та же система позволит сэкономить и время, и место.

"В медицине эти технологии применимы в качестве дополнения к работе роботизированных устройств в операционных. Наша система сможет предупреждать хирурга, работающего с роботом Да Винчи, о наличии патологий и индивидуальных особенностях конкретного организма, которые стоит учесть при проведении манипуляции. Это сократит риски хирургических ошибок", - уверен Климчик.

Человеческий фактор

Москва и территория Республики Татарстан уже признаны зонами, открытыми для испытаний беспилотных аппаратов. Дроны следят за пробками и атмосферой, а беспилотные авто осваивают все новые функции на автодромах и городских улицах.

"В девяноста процентах случаев ДТП сегодня происходят по причине "человеческого фактора". Беспилотные автомобили изменят ситуацию и снизят число аварий. Однако человек в этой системе все равно останется, а значит, ДТП с участием пешеходов исключать нельзя", - считает Климчик.

Использование беспилотных автомобилей, грузовиков и летательных аппаратов потребует изменения законодательных норм. Общемировая практика в сфере городского транспорта - это ограничение движения любого, в том числе беспилотного, транспорта в местах, где под колеса беспилотников могут попасть люди.

Кто создает роботов

Робототехника - междисциплинарная наука, соединяющая в себе не только механику, математику, информатику, но и совсем узкие области знания. По количеству дипломов, выданных российскими университетами в сфере робототехники, наша страна среди первых в мире, считает Александр Климчик. Однако для того, чтобы российские разработчики могли конкурировать на мировом рынке, внимание нужно уделить качеству образования.

"В Университете Иннополис есть программа магистратуры по направлению робототехники. С прошлого года мы запустили модернизированную программу магистратуры, которая ничуть не уступает уровню подготовки специалистов в университете Карнеги Мэлон (Carnegie Mellon's Robotics Academy, США). Упор в нашей программе делается на практику в технологических компаниях и современные знания", - говорит он.

Будущих разработчиков отечественных роботизированных систем в Университете Иннополис готовят "со школьной скамьи" - в рамках всероссийских школьных олимпиад и специализированных курсов для талантливых подростков. Стратегическим партнером университета в сфере подготовки специалистов выступает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

"Наше сотрудничество позволяет готовить универсальных специалистов высокого класса. Аспирант, у которого один научный руководитель из ИТМО, а другой из Университета Иннополис, проводит более качественные научные исследования и получает в поддержку компетенции с двух сторон", - пояснил ТАСС заместитель директора мегафакультета компьютерных технологий и управления университета ИТМО Сергей Колюбин.

Консорциум

Созданный в мае 2018 года на базе российского ИТ-вуза Центр компетенций объединил вокруг себя несколько десятков партнеров - российских и зарубежных вузов и научных центров, технологических и индустриальных компаний.

"Здесь мы говорим о разветвленной структуре взаимодействия, которая не опирается только на науку или программы обмена. Участники консорциума в решении общих задач выступают более широким фронтом", - пояснил Сергей Колюбин.

В консорциум Центра сегодня входят МФТИ, ИТМО, Высшая школа экономики, ДВФУ, ИППИ РАН, ИМАШ РАН, КАМАЗ, ГАЗ, Сбербанк, Газпром, Аэрофлот, ряд зарубежных вузов, таких как IMT Atlantique (Франция) и Shenzhen Institutes of Advanced Technology (Китай) и другие.

"Преимущество нашего сотрудничества в рамках консорциума в том, что технологические партнеры помогают нам фокусироваться на конкретных потребностях рынка и искать решения именно для них", - считает Александр Климчик.

Участники консорциума также будут сотрудничать в рамках Центра управления результатом интеллектуальной деятельности (РИД), создание которого предполагает программа развития Центра НТИ. В течение четырех лет реализации программы развития Центра компетенций его финансирование из федерального и регионального бюджетов с учетом частных инвестиций и коммерческих проектов достигнет 2.5 млрд рублей. Сумма частных инвестиций, привлеченных центром, должна достигнуть трети от этой цифры.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!